Мышление волка во многом схоже с мышлением человека. В конце концов, мы тоже млекопитающие, и не так сильно отличаемся от тех, кого снисходительно именуем «братьями меньшими». Как же мыслят волки и могут ли они принимать осознанные решения?
На фото: волк. Фото: pixabay.com
Волк — очень умное животное. Выяснилось, что в коре головного мозга волков есть участки, которые позволяют обнаружить знакомый контекст в новой задаче и использовать решения задач в прошлом для решения новой. Также эти животные способны логически сравнивать элементы задач, решенных в прошлом, с теми, которые актуальны на сегодняшний день.
В частности, для волка очень важна способность решать задачи, связанные с предугадыванием направления движения жертвы. Например, волкам полезно понимать, из какого места появится жертва, если она побежала в том или ином направлении и ей нужно огибать непрозрачные препятствия. Это важно предугадывать, чтобы правильно срезать путь при погоне. Учатся они этому в детстве во время игр на преследование. Но учатся этому только волки, выросшие в обогащенной среде. Волки же, выращенные в обедненной среде, на такое не способны. Более того, даже если им впоследствии обогатить среду, они так и не научатся, например, обходить непрозрачные препятствия при преследовании добычи.
Одно из доказательств интеллекта волка — комбинирование фрагментов памяти и построение на этой основе новых форм поведения. Опыт, как правило, волки получают в процессе игры, и это позволяет им проявлять гибкость в решении задач. Все приемы, которые взрослый волк использует на охоте, «отрабатываются» в детских играх с друзьями. И основное количество приемов у волков формируется к возрасту двух месяцев, а потом эти приемы комбинируются и оттачиваются.
Фото: flickr.com
Волки достаточно умны, чтобы предугадывать, что произойдет, если меняется окружающая обстановка. А способны ли они сами целенаправленно изменять окружающую среду? Описан случай, когда волки преследовали косулю, которая почти ушла от преследования, но ей не повезло — она попала в кусты, где застряла, и волки без труда убили жертву. И во время следующей охоты волки целенаправленно попытались загнать добычу в кусты! Такие случаи не единичны: например, волки пытаются загнать жертву на подъем, с которого она может упасть в обрыв. То есть они пытаются целенаправленно применить абсолютно случайно полученный опыт.
Есть гипотеза, что волки решают задачи следующим образом:
Волки умеют оперировать множествами. Например, Ясон Бадридзе в одном из экспериментов учил волчат подходить к нужной кормушке (всего кормушек было десять), номер которой обозначался количеством щелчков. Один щелчок означал первую кормушку, два — вторую, и так далее. Пахли все кормушки одинаково (в каждой было двойное дно, где вне досягаемости лежало мясо), при этом доступная еда была лишь в нужной кормушке. Оказалось, что, если количество щелчков не превышает семи, волки правильно определяют номер кормушки с едой. Однако если щелчков восемь и больше, они каждый раз подходили к последней, десятой кормушке. То есть они ориентируются в множествах в пределах семи.
Способность оперировать множествами появляется у волков к возрасту 5 — 7 месяцев. И именно в этом возрасте они начинают активно осваивать территорию, составляя так называемые «ментальные карты». В том числе, очевидно, запоминая, где и сколько разных предметов находится.
На фото: волк. Фото: pixnio.com
Можно ли научить волков оперировать бОльшими множествами? Можно, если сгруппировать, например, предметы в группах по семь – до семи групп. И, например, если щелкали два раза, потом делали паузу и щелкали четыре раза, волк понимал, что ему нужна четвертая кормушка во второй группе.
Например, многие убеждены, что существует так называемый «хищнический инстинкт», то есть врожденное стремление ловить и убивать жертву, чтобы ее поедать. Но оказалось, что у волков, как и у многих других крупных хищников, ничего подобного нет! Да, у них есть врожденная реакция преследовать движущиеся объекты, но это поведение исследовательское, не связанное с убийством жертвы. Они с равным азартом преследуют и мышь, и катящийся камень, а затем резцами пробуют «на зуб» — изучают фактуру. Но если нет крови, они могут умереть с голоду рядом с пойманной таким образом жертвой, даже если она съедобна. Врожденной связи «живой объект — пища» у волков не существует. Этому необходимо учиться.
На фото: волк. Фото: pxhere.com
Однако если один волчонок увидел, как второй съел мышь, он уже точно знает, что мышь съедобна, даже если сам ее пока не пробовал.
Собаки и кошки — обычные домашние животные, а ежи — непопулярные. Тем не менее, все…
Белки - это животные, которые обитают в различных уголках мира, за исключением Австралии и Антарктиды.…
В данной статье вы узнаете, какая порода серых кошек наиболее подходит для одиноких людей. Кроме…
Домашний африканский карликовый ёж — искусственный подвид дикого белобрюхого африканского ежа, не обитающий в природе.…
Существует огромное количество различных видов домашних животных, которые присутствуют в жизни многих людей. Каждый человек…
Ни одна кошка, даже та, что никогда не покидала квартиру, не может быть застрахована от…