О Гусях, Обезьянах, Человеках и других…

Gongi

 

Поскольку я сейчас на больничном, появилось много времени для размышлений. И доразмышлялся я до того, что обнаружил много общего между Вами, Человеками, Гусями и Обезьянами. И, конечно, другими Животными, в том числе нами, Лошадьми.

 
Лошади чешут друг друга
 

Довольно давно по нашим, Лошадиным, меркам, жил в Австрии известный ученый Конрад Лоренц. Крутой, говорят, дядька был, даже премию какую-то важную получал в Швеции. Так вот он одним из первых начал изучать Нас, Животных, не в лабораториях, а в тех условиях, в которых мы живем – и это, скажу я вам, был прорывище! Изучал и Волков, и Гусей, и Собак, и много еще кого.

Изучая Гусей, Лоренц выяснил, что почти сразу после вылупления из яиц Гусята бегут за своей мамой. И эта их особенность помогает Гусыне защищать и обучать своих детенышей. Еще Лоренц убедился в том, что если в первые 24 часа после появления Гусят на свет он сам заботится о них, то они бегают за ним, как будто он их мама! И такая привязанность сохранялась очень надолго, Лоренц уж и сам был не рад. А вы бы сильно радовались, если бы стая Гусей ночевала не на берегу Дуная, а в вашей спальне? Вот то-то же!

Конрад Лоренц и его гуси
На фото: Конрад Лоренц и его Гуси
 

Эту забавную штуку Лоренц назвал Импринтинг (Запечатление). То есть у Гусят Импринтинг возникает сразу после рождения и позволяет запечатлеть образ родителей и создать крепкие связи с ними.

Импринтинг – штука важная. Если она не произойдет вовремя, Гусенок или начинает бояться собственную маму, или просто откажется считать Гусыню мамой и будет расти один. А значит, скорее всего, умрет. Печально.

Есть ли Импринтинг у Вас, Человеков? Ученые спорят об этом до сих пор. С одной стороны, считается, что Ваши, Человеческие детеныши особенно восприимчивы к формированию связей с родителями первые дни после рождения. С другой стороны, есть мнение, что, чтобы нормально развиваться, Человеческий Детеныш должен установить отношения с главными в его жизни взрослыми в первые 8 месяцев жизни.

Гарри Харлоу решил, что на Человеков больше похожи не Гуси, а Обезьянки, и проводил эксперименты с ними. Поскольку Мать-Обезьяну контролировать сложно, он удалил ее из клетки, а вместо этого сам стал обучать Обезьянят жить в этом мире. Однако Обезьянята его усилий не оценили. Одни сильно испугались, злились, отказывались есть и играть, другие вовсе умерли.

Но Харлоу этого было мало! Он начал предлагать Обезьянятам искусственных «мам». Одна была проволочная, зато с бутылочкой и давала молоко. Вторая была мягкой, но еды не давала. Результат был интересным: несмотря на то, что еда была у проволочной «мамы», Обезьянята явно предпочитали мягких «родительниц». Они цеплялись за них, пытались общаться и бросались к ним в случае испуга. Харлоу сделал вывод, что для формирования привязанности комфортность важнее еды.

Эксперимент Харлоу
На фото: Обезьяненыш в эксперименте Харлоу обнимает свою искусственную маму

Но судьба Обезьянят Харлоу все же была печальной. Потому что для нормального развития недостаточно только еды и физического комфорта. Обезьянята, лишенные общения с мамами, не смогли развиваться нормально. Когда они стали взрослыми, то или нападали на других Обезьян, или боялись их.

Если у Обезьянят хотя бы была возможность общаться со сверстниками в детстве, ситуация была немного лучше. Те, у кого была искусственная мама, но при этом возможность играть с другими Обезьянятами, демонстрировали почти нормальное поведение – правда, все же с некоторыми отклонениями.

Так что ученые сделали вывод, что для нормального развития Обезьян и других Животных (да и Вас, Человеков) решающее значение имеет возможность полноценного взаимодействия с сородичами. Если не с родителями, то хотя бы с другими детьми.

понравилось? поделись в соц. сетях

Оценка 0 из 5
0 из 5 звёзд (основано на 0 отзывах)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

четыре × пять =

Adblock
detector