Перфоманс

Редакция Wikipet

«

Люблю искусство как форму разговора подсознания с миром. Театр, кино, музыка, живопись — все в той или иной степени прочувствовано и изучено. Но вот недавно в мою жизнь ворвалось еще одно явление — перфоманс. Мне довелось сильно ошибаться, считая перфомансом все, что громко, ярко и мощно  транслируется со сцены во время массового мероприятия. Не ошибся только в одном: в мощности оказываемого эффекта.

Ольга Сосновская, слайды к лекции-перфомансу

Нет точного определения у перформативного искусства. Есть отличительная особенность его соз(и)дания: акцент производится не на статику, а на действие, процесс. Для этого необходимо наличие 4 условий: время, пространство, художник, зритель.

Это как театр в миниатюре?

Будучи подобным театральному искусству, перфоманс отличается тем, что существует в реальном месте и времени, а не в условном.

Возможно, Вы читали об известном перфомансе, в ходе которого основная роль была отведена зрителям. В их распоряжении были 6 часов и 72 предмета, среди которых даже пистолет с пулей. Предметы использовались на усмотрение зрителей. Неискушённая публика медленно но верно выбрала путь насилия. 

«Полученный мной опыт говорит о том, что если оставлять решение за публикой, тебя могут убить. &lt…&gt Я чувствовала реальное насилие: они резали мою одежду, втыкали шипы розы в живот, один взял пистолет и прицелился мне в голову, но другой забрал оружие. Воцарилась атмосфера агрессии. Через шесть часов, как и планировалось, я встала и пошла по направлению к публике. Все кинулись прочь, спасаясь от реального противостояния» — вспоминает Марина Абрамович, известный перформанс-художник.

В галерее современного искусства «Ў» в рамках проекта «Без исключений! В процессе» можно было наблюдать пятичасовой перфоманс Ирины Ануфриевой. «Само тело для меня также является пространством. Но если в экспозиционное пространство могут войти все, то воспринять внутреннее пространство – тело изнутри – могу только я. Моя задача в рамках перфоманса в галерее «Ў» – каким-то невероятным усилием невидимых сил отразить это внутреннее пространство, позволив зрителю его почувствовать.&lt…&gt Тело – это не самый универсальный язык. Как черный квадрат Малевича – для кого-то просто геометрическая фигура на белом фоне. Но в зависимости от того, насколько твое собственное пространство интеллигибельно и чувствительно, ты всегда можешь увидеть больше».

Ирина Ануфриева, «Вместо танцев»

Внешнее действие было следующим: художница лежала на земле, ритмично дышала, и… все. Это то, что можно увидеть. А последующее зависит от глубины восприятия, понимания процесса исключенности в мире, знания истории и искусства. Собственно, как и на любом творческом мероприятии. Собственно, как и в жизни. 
Я наблюдал за этим более полутора часов, а в наушниках проносились строки из монолога Людмилы Русовой «Место танцев»  — тоже часть выставки. Слушая о «жизни, как акции умирания», всем известном равновесии и проблемах с его удержанием, о заточении внешнем и свободе внутренней, чувствуешь невероятное в нынешнее время спокойствие. И в совокупности с наблюдением за происходящим на земляном квадрате, достигаешь состояния тотального умиротворения.

Очень важно быть (с) собой в этом ультра-реактивном мире. И искусство позволяет тебе спокойно и ровно дышать, не суетиться и быть максимально сосредоточенным на процессе – медитировать.

И так и сидел бы и сидел, но.. Но по расписанию в тот вечер у меня был спектакль в любимом театре Минска. Комедия Шекспира. Но и эффект от перфоманса, той магической атмосферы, меня не покинул. Такое оно, перформативное искусство. Надеюсь, будет еще возможность прочувствовать и увидеть работы этого направления.
Марина Абрамович утверждает, что человеку вообще-то выпадает мало хороших перформансов в жизни. Как хорошо, что я не человек…

 

*Из интервью Ирины Ануфриевой на 34mag.net

»

понравилось? поделись в соц. сетях

Оценка 0 из 5
0 из 5 звёзд (основано на 0 отзывах)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

пять × три =

Adblock
detector