У меня целый зоопарк: собаки, котики, морские свинки, кролики, а еще — цирковые лошадки.
Как долго вы дрессируете лошадей? Чем занимаетесь с ними?
В цирке я проработала почти 14 лет, сейчас забрала лошадей из цирка, и они живут на частной территории, на свежем воздухе. Здесь лошади могут свободно дышать, достаточно двигаться, и здесь мы потихоньку репетируем. Сейчас мы готовимся к конной выставке.
Мои лошади работают и дрессуру, и высшую школу, и дрессуру на свободе, и комичную дрессуру (команды «Сидеть», «Лежать», «Апорт», «Ко мне» и т.д.) Это немного похоже на дрессуру собак, только больших.
С лошадьми я больше 30 лет, пришла к ним в 11 лет. Я бывшая спортсменка, потом работала берейтором и тренером в прокате, а дрессурой начала заниматься в цирке.
В цирк я пришла совершенно случайно, с помощью знакомых моих родителей. За годы работы там я, конечно, прошла большую школу, потому что в цирк приезжали хорошие дрессировщики, у которых можно было поучиться.
Есть мнение, что в цирке над животными издеваются. Но люди везде разные, и кто-то начинает дрессировку с изучения физиологии и психологии — не просто ставя жесткие рамки, а подводя лошадь к тому, что им нужно. Именно подводя, корректируя и объясняя, а не загоняя палками. Я сторонник такой дрессуры. Хотя иногда приходится ставить жесткую рамку: «Этого делать нельзя». Но это точно так же, как и с людьми.
Вы сами создаете номера?
Это как в танцах. Есть определенный набор движений, и каждый постановщик комбинирует их по-своему.
Вы ушли из цирка — и каковы ваши дальнейшие планы?
Я ушла не из цирка, а из Белорусского государственного цирка. Достигнута договоренность, что с апреля я поеду работать в шапито в Россию.
Можно работать в стационарах, а можно — в клубах. На сцене я работала как с большой лошадью, так и с дрессированным пони.
В принципе, с лошадью можно работать где угодно. Главное, чтобы она туда пролезла и пол был не скользкий. Тем более, это смотрится очень интересно, если никто не ожидает: кто-то танцует, кто-то поет, и тут на сцене появляется лошадь! И не просто вышла, а тоже танцует!
Так что, если появятся люди, которым это интересно, мы готовы предоставить свои услуги. К тому же, мои лошади и пони могут участвовать в фотосессиях и съемках рекламных роликов.
Сложно работать с животными?
Животные очень хорошо знают, когда можно что-то делать, а когда нельзя. Например, мой конь Гоша — тот еще весельчак. Он может на репетиции все делать четко — так, что от зубов отскакивает, потом выйти в манеж и заявить: «А я не хочу! И что ты мне сделаешь?» А ничего! Потому что публика сидит.
Или по сюжету: я стою в центре манежа, а лошадь должна дойти до барьера, взять лежащий там букет цветов, прийти и отдать их мне. А я в это время танцую в центре манежа и вроде бы ничего не вижу. И вот Гоша берет эти цветочки и идет дразнить зрителей. Они протягивают руку, а он: «Неа, не дам!» А я стою и сделать ничего не могу, пока он там развлекается.
Если животное что-то не делает, его все равно нужно заставить — не обязательно силой, можно «додавить» морально, но это обязательно. И даже во время выступления, если лошадь отказывается что-то делать – нужно повторить номер, чтобы все же сделала. Иначе на следующем представлении она точно откажется.
С Гошей постоянно нужно импровизировать, потому что он очень умный! Проще работать с не таким умным животным: его долго учить, но потом оно как гвоздь — где прибил, там и держится — идет и делает то, чему его научили. А Гоша быстро все схватывает, хорошо соображает, что-то придумывает сам. К тому же я сторонник того, чтобы давать животному проявлять себя — так интереснее.
Да и зрителям так интереснее. Меня в Риге очень любили билетерши. Говорили: «У всех номера как номера: раз посмотрел, ну, два — а у вас каждый раз что-нибудь новенькое!» Мне остается только пытаться обгонять Гошу на полшага — импровизировать самой.
Добавить комментарий