Если говорить о людях как о виде, можно заметить, что люди все же научились сотрудничать. Мы приносим жертвы ради других и работаем вместе. А еще мы можем «считывать» эмоции других людей и порой предугадывать их намерения. Все это привело к появлению культуры, письменности и прочих тому подобных важных вещей, которые, как ни крути, свойственны только человеку.
Фото: google.by
Также люди научились терпеть вторжение других людей в личное пространство, особенно в городах. Мы живем в такой тесноте, которая и не снилась другим видам животных (разумеется, речь о тех, кто не помещен в столь же стесненные условия волей человека).
То есть можно сказать, что у нас очень вырос уровень терпимости друг к другу и интерес к себе подобным. А это уже похоже на то, что произошло в эксперименте по приручению лис Дмитрия Беляева.
И в то же время – парадокс, да? – будучи столь миролюбивым созданием, человек остается самым агрессивным существом на Земле.
Пролить свет на этот парадокс нам снова помогают… животные!
Если сравнить, например, собак с их диким предком, мы можем видеть изменения, в том числе в строении черепа – как, впрочем, и у многих других одомашненных животных. Например, череп уменьшается в размерах.
А что насчет людей? Оказывается, самый большой размер человеческого черепа – не у современных людей. Самую большую голову имели люди, жившие 20 – 30 тысячелетий назад.
В процессе одомашнивания животных меняется также форма их черепа. И человека это тоже касается!
То есть, по сути, можно сказать, что люди прошли тот же эволюционный путь, что и животные в процессе одомашнивания.
Выходит, люди «самоодомашнились»? С чем же связан этот процесс?
Ученые из университета Дюька (США) Bob Cerri, Steve Churchill и Qin Xi Qan провели исследование, сравнив людей, которые занимались охотой и собирательством, с людьми, которые уже перешли к сельскохозяйственным работам. Ученые предположили, что переход к оседлому образу жизни, обработке земли и выращиванию пищи потребовал от людей быть более миролюбивыми, заинтересованными во взаимодействии с другими людьми и способными потесниться. И это связано с теми изменениями строения, о которых упоминалось выше.
Фото: google.by
Вероятно, люди тоже прошли естественный отбор по терпимости к соплеменникам, заинтересованности в общении с ними и снижению уровня агрессии. Совсем как собаки и экспериментальные лисы, и почти (но еще не совсем) как шимпанзе бонобо.
Добавить комментарий