Мы уже знаем о том, как изменились собаки в процессе одомашнивания (или, по некоторым версиям, самоодомашнивания). Может ли это помочь нам понять, как эволюционировали другие животные – например, наши ближайшие родственники приматы – или мы сами? И чему нас могут научить животные?
На фото: человек и шимпанзе. Источник фото: https://blog.cirm.ca.gov
Как собаки помогают нам узнать больше о себе
В науке есть понятие «конвергентная эволюция». Мы уже знаем об эволюционном подходе к рассмотрению вопроса интеллекта людей и животных. А конвергентная эволюция – это процесс, в ходе которого возникает сходство между организмами разных видов, но обитающих в сходных условиях. В результате разные животные развиваются почти одинаково.
Если вы посмотрите на животных, являющихся дальними родственниками, вас может удивить, как много общего вы найдете. Например, взять сумчатых, обитающих лишь в Австралии, и плотоядных из Северной Америки – между ними очень много общего, хотя они сильно отличаются друг от друга.
Или, например, если мы берем Северную Америку, то там живут такие хищники как волки. Но если переместиться в Австралию, вы обнаружите, что там нет волков. Зато там есть сумчатые. И когда-то в Австралии обитало сумчатое, известное как тасманийский волк, или тасманийский тигр, также известный как тилацин, занимавшее ту же экологическую нишу, что и волки в Америке. К сожалению, это вымерший вид – благодаря усилиям человека.
Процесс конвергентной эволюции продолжается до сих пор. И благодаря этому то, что мы знаем о собаках, может помочь нам больше узнать о других видах. Например, это приводит нас к тому, что мы знаем о карликовом шимпанзе, или бонобо, а они, в свою очередь, помогут понять, как же развивался человек.
На фото: человек и бонобо. Источник фото: https://cosmosmagazine.com
Где берет начало гуманизм и чему нас могут научить обезьяны
Бонобо – одни из двух наших ближайших родственников, и их поведение во многом любопытно.
Ученые из Университета Дьюка (США) провели эксперимент, где ставили перед бонобо нетривиальную задачу. У обезьян был выбор: поделиться важным ресурсом с кем-то знакомым или с кем-то, кого они никогда до этого не встречали.
Попробуйте поставить себя на место бонобо. Например, вы выиграли в лотерею крупную сумму денег, и вам нужно решить, что вы с ней сделаете. Выбор: дать деньги другу или совершенно незнакомому человеку? Большинство людей, понятное дело, при таком раскладе выберет друга или члена семьи.
Но бонобо всех удивили.
Как же проходил эксперимент?
В помещение, где находилась обезьянка, клали еду – совсем немного. Важное дополнение – это происходило до того, как бонобо получали завтрак, то есть животные были голодны. А еда была очень вкусной – любимые фруктовые лакомства. В соседней комнате находилась еще одна обезьянка – хороший друг подопытного бонобо или совершенно незнакомое животное. Дверь между помещениями открывалась только со стороны подопытного бонобо, и он умел ее открывать.
Так вот, перед обезьянками стоял выбор: съесть всю еду самим или поделиться с другой обезьянкой (другом либо незнакомцем).
Обнаружилась удивительная вещь. Бонобо не только открывали дверь и делились вкусной едой. Они предпочитали поделиться с обезьянкой, которую никогда до этого не видели.
То есть обезьянки бонобо вели себя как настоящие добрые самаритяне – так, как не повел бы себя человек.
Как можно это объяснить? Бонобо обладают высочайшим уровнем эмпатии (умения сопереживать), которое недоступно другим видам, в том числе большинству людей?
Чтобы проверить это, провели эксперимент с зеванием. Психологами доказано, что зевание в ответ на зевок другого существа – это признак эмпатии. И если, например, вы зеваете, а человек рядом с вами – нет, это повод задуматься, а обладает ли он эмпатией, способен ли сопереживать кому-то? И стоит ли общаться с ним дальше?
Так вот, исследователи показывали бонобо других зевающих бонобо: их друзей или незнакомцев. И подопытные бонобо тоже начинали зевать – как вслед за друзьями, так и за незнакомыми обезьянками. Так что можно сказать, что бонобо обладают эмпатией, то есть могут сопереживать другим.
А вот когда проводились эксперименты с шимпанзе, еще одним нашими ближайшим родственником, результаты были другими. Шимпанзе присуща эмпатия, если это касается членов их стаи, однако сопереживание отсутствует по отношению к незнакомцам.
У бонобо есть еще одна интересная особенность помимо эмпатии к незнакомцам. Они разбивают стереотип о том, что самое большое животное является доминантным. В отношениях между членами стаи маленькая самка может быть главнее, чем большой самец. К тому же, бонобо менее агрессивны, чем шимпнзе. Например, никто не видел, чтобы один бонобо убил другого – а у шимпанзе такое встречается. И самки бонобо предпочитают не самого брутального, а самого миролюбивого самца в стае.
На фото: карликовые шимпанзе бонобо. Источник фото: https://www.iflscience.com
А теперь мы можем вернуться к вопросу о том, кто из животных умнее и является ли человек венцом мироздания.
Конечно, если мы возьмем космонавта как представителя Homo Sapiens, и поставим его рядом с обезьяной, вопрос может показаться глупейшим. Или если мы вспомним о достижениях человеческого разума, обо всех технических приспособлениях, которыми мы пользуемся, об огромном пласте культуры.
Но помните ли вы о том, что интеллект имеет разные составляющие? И если мы задумаемся о «темной стороне», люди как вид уже не будут выглядеть так впечатляюще.
Мы убиваем друг друга, эксплуатируем других людей, играем в азартные игры, гробим себя наркотиками и совершаем множество других столь же неприглядных поступков. В этом смысле шимпанзе похожи на нас, но вот бонобо кажутся куда более развитыми.
Причем же здесь собаки?
В ходе эксперимента с одомашниванием лис выяснилось, что они меняются – не только с точки зрения психологии, но и с точки зрения физиологии. Вероятно, то же происходило и с собаками по мере одомашнивания. И если мы сравним шимпанзе и бонобо, то увидим похожие изменения.
Череп стал меньше, скелет – более изящным, самцы бонобо не агрессивны, и в целом эти обезьяны более заинтересованы в общении с другими и дружелюбны. Им практически не свойственны проявления «темной стороны натуры», свойственные шимпанзе (и людям). То есть можно сказать, что бонобо пошли по пути «самоодомашнивания». Как и собаки, и многие другие виды.
А что же люди? Удастся ли нам когда-нибудь преодолеть «темные стороны» своей натуры?
Добавить комментарий