Кинолог – это специалист, от которого во многом зависит благополучие собаки. Особенно если владелец слепо следует его рекомендациям. А значит, в работе кинолога не обойтись без этического кодекса. Каким должен быть этический кодекс кинолога?
Niki Tudge, тренер-дрессировщик, консультант по поведению собак, основатель ассоциации The Pet Professional Guild и DogNostics Career Center, а также президент организации Doggone Safe, автор нескольких книг, предлагает поразмыслить над следующими аспектами работы кинолога.
Почему профессиональная этика так важна как для конкретного профессионала, так и для профессии кинолога в целом?
Профессиональная этика охватывает моральные вопросы, которые могут возникать в процессе работы как с собакой, так и с владельцем. Кинолог обладает набором знаний, и профессиональная этика определяет, как именно он использует эти знания. Это означает, что профессионал олицетворяет «позитивные, этичные идеи и ценности профессии», приносящие пользу клиенту и индустрии в целом (Welfel, 2009).
Польза профессиональной этики в том, что она декларирует признание и уважение самостоятельности и достоинства клиента. С каждым необходимо обращаться уважительно, и профессионал не имеет права причинять вред своими действиями. Профессионал должен быть честным и надежным (O’Heare, 2009).
Профессиональная этика важна и для самого кинолога, и для профессии в целом. Потому что если все кинологи будут соблюдать профессиональную этику, они будут пользоваться доверием у клиентов. К тому же кинолог сможет повышать профессиональный уровень, сотрудничая с другими специалистами в этой сфере, соблюдающими этику. Профессиональная этика обеспечивает то, что специалисты действуют в соответствии с кодексом, работают компетентно и исключительно в рамках своего профессионализма. Если необходимо, они направляют клиента к другому профессионалу. (O’Heare, 2009).
Как представление о компетентности соотносится со сферой бучения домашних животных и консультирования по проблемам поведения?
Компетентность – это основная обязанность профессионала в соответствии с этическим кодексом (Welfel, 2009). Компетентность означает, что профессионал получил теоретические знания, прошел обучение и изучил результаты исследований, а также обладает необходимыми навыками, чтобы действительно применять эти знания в рабочих ситуациях (O’Heare, 2009). В рамках обучения животных-компаньонов и консультирования по проблемам поведения компетентность включает навыки интервьюирования, способность провести диагностику, а также технические навыки и умение применить их вовремя и к месту (Welfel p 82 2009).
Компетентность – это действительные профессиональные знания, умения и навыки, а не уровень образования. Вряд ли профессионал компетентен абсолютно во всех методиках, используемых в области обучения животных и коррекции поведения. Но настоящий профессионал работает исключительно в рамках своей компетенции и осознает свои ограничения (Welfel, 2009).
Профессионал добросовестно выполняет свою работу и фокусируется на истинных потребностях клиента (Welfel, 2009). В сфере обучения животных и коррекции поведения понятие «клиент» включает также и животное. Животное – ценный участник процесса консультирования, хотя и не может давать информированное согласие (O’Heare 2009).
Почему важно информированное согласие в работе дрессировщика и специалиста по коррекции поведения?
Профессионал осознает, что право и ответственность каждого существа – повышать уровень своего благополучия. Клиенты имеют свободу выбора и участвуют в процессе добровольно, если обладают адекватной информацией о происходящем, а также осознают обстоятельства и ожидаемый результат. У клиента есть законное право на эту информацию (Welfel, 2009).
Клиент в процессе обучения животного или коррекции поведения несет полную ответственность за питомца. Профессионал обязан полностью раскрыть все аспекты взаимоотношений клиента и специалиста, такие как конфиденциальность, роль каждого участника, стоимость услуг, способы оплаты, возможность отказа от услуг и ответственность сторон (O’Heare, 2009).
Специалист по обучению животных и коррекции поведения должен осознавать ценность животного и его неспособность дать информированное согласие. Поэтому он должен действовать в пользу благополучия животного, а методики коррекции поведения должны быть законными и гуманными (O’Heare, 2009).
Почему может возникнуть конфликт интересов и как его решать?
Информированное согласие предполагает, что «решение участвовать в той или иной деятельности должно быть принято без принуждения или чрезмерного давления» (Welfel, 2009). Когда мы работаем с животными и их опекунами, профессионал должен осознавать, что у него два клиента и нужно удовлетворить потребности обоих.
Животное как клиент не может дать информированного согласия и принимать решения, оно не способно брать на себя ответственность за свое благополучие. Это делает питомцев крайне уязвимыми. Как профессионалы, мы придерживаемся принципа «Не навреди. Специалист по обучению животных и коррекции поведения не должен ухудшать благополучие животного. Это фундаментальный принцип профессиональной этики (O’Heare, 2009).
Профессионал должен убедиться, что его методики и протоколы как можно менее инвазивны и интрузивны. Благополучие животных должно быть главным приоритетом, и всегда необходимо защищать интересы животного. Конфликт интересов может возникнуть, когда владелец либо использует негуманные методы, либо условия жизни собаки вызывают дискомфорт или причиняют физический/психологический вред. Статус владельца не дает клиенту морального права вредить животному (O’Heare, 2009).
Если возникает конфликт интересов, задача профессионала – искать возможность обучить клиента более приемлемым и эффективным методам обучения. Специалист не должен одобрять или поддерживать методы, которые наносят ущерб животному. Консультант должен напоминать клиенту о профессиональной этике, и лучше отказаться работать, чем применять неэтичные методы (O’Heare 2009).
Как принимать решение об приемлемости способов и методик обучения и коррекции поведения животных?
В процессе принятия решения необходимо учитывать, насколько тот или иной метод гуманен. Профессионал должен использовать самые гуманные из возможных методов – это его первая и основная обязанность. Профессионал использует «точечные» методы, но он также ответственен за то, как эти методы повлияют на благополучие животного в целом (O’Heare, 2009).
Разрабатывая программу обучения или коррекции поведения, профессионалу необходимо решить, как они соотносятся с поведенческим репертуаром животного, обучают новому поведению или снижают интенсивность проявления проблем. Выбирая методы, необходимо взвесить пользу и риски, особенно если используются аверсивные инструменты. Гуманность в приоритете, и профессионал, оценивая ситуацию, должен в первую очередь использовать самые гуманные процедуры из существующих (O’Heare, 2009).
Если профессионалу не удается решить проблему исключительно гуманными методами, он должен еще раз провести диагностику, чтобы посмотреть на ситуацию с другой точки зрения, воспользоваться услугами более квалифицированного специалиста, работать под его супервизией или перенаправить клиента к нему. Собака не должна страдать от того, что у кинолога не хватает знаний, умений и навыков в использовании гуманных методов. Принимая любое решение, профессионал постоянно взвешивает «за» и «против» (O’Heare p 14 2009).
O’Heare, J. (2009). The least intrusive effective behavior intervention (LIEBI) algorithm and levels of intrusiveness table: A proposed best-practice model. Journal of Applied Companion Animal Behavior. 3(1), 7-25.
O’Heare, J. (2009) Professional Ethics 106 2009, CASI.
O’Heare, J. (2009) AABP A Guide to the Association of Animal Behavior Professionals’ professional practice guidelines.
Welfel, E.R. (2009) Ethics in Counseling and Psychotherapy. Fourth Edition. Brookes Cole USA.
Добавить комментарий